Физическое и психическое развитие ребенка (от рождения до 6 лет)

И по внешнему виду мозг ребенка почти не отличается от мозга взрослого. Однако внутреннее его строение и функциональные возможности имеют большие отличия. Сочетание процессов возбуждения и торможения определяют работу головного мозга. Для высшей нервной деятельности ребенка характерно преобладание возбудительного процесса над тормозным и неустойчивость основных процессов нервной системы, которая особенно остро проявляется в трудный период адаптации к новым условиям (нарушение сна, повышенная возбудимость, чрезмерная подвижность, суетливость, отвлекаемость и т.д.). Приобретение и упрочение знаний, умений, навыков и должных норм поведения связано с функциональным состоянием высшей нервной деятельности, в основе которой лежит образование условных рефлексов. Чем совершеннее кора больших полушарий, тем более тонкие и сложные рефлексы могут быть сформированы. В дошкольном возрасте рефлексы образуются не только на реально существующие раздражители (первая сигнальная система – анализаторы), но и на их речевые символы (вторая сигнальная система). Длительное применение в определенной последовательности внешних раздражителей приводит к образованию динамического стереотипа, т.е. устойчивой системы ответных реакций. Динамические стереотипы вырабатываются у ребенка в процессе обучения и воспитания. Тем не менее следует осторожно тренировать нервную систему ребенка с целью изменения (т.е. совершенствования) установившегося стереотипа. Так, учитывая особенности развития движений ребенка на втором году жизни, следует в физкультурные занятия после овладения детьми обычной ходьбой ввести усложненную ходьбу (по дорожке, доске и др.). В результате происходит совершенствование навыка не только при выполнении упражнения, но и в повседневной жизни. Усвоение учебного материала и его закрепление облегчается при одновременном участии нескольких анализаторов – слухового, зрительного, тактильного. Этим определяется рациональная методика проведения учебного процесса, основанная на использовании пособий, игрушек, игр в сочетании с образным, четким объяснением. Образование условных рефлексов зависит от состояния здоровья ребенка. При любом, даже незначительном заболевании нарушается возбудимость, повышается истощаемость нервных клеток коры головного мозга. Новые условные связи формируются с трудом, и для их выработки требуются раздражители с большим числом повторений. Имеющиеся, но еще не достигшие достаточной устойчивости связи нарушаются, и ребенок теряет приобретенный ранее, но незакрепленный навык. Мощным стимулом для развития ЦНС, высшей нервной деятельности является богатство и разнообразие информации, поступающей в кору головного мозга благодаря специфической функции органов чувств (анализаторов), в числе которых особую роль в дошкольном возрасте играют зрительный, слуховой, двигательный и тактильный. Зрительный анализатор. Зрительный анализатор осуществляет восприятие и анализ зрительных ощущений. В его состав входят: глаз, зрительный нерв и зрительные зоны головного мозга, расположенные в затылочной части. Изменчивость всех элементов глаза и формирование его оптической системы происходит параллельно с ростом и развитием всего организма. Это длительный процесс, особенно интенсивно протекающий от 1 года до 5 лет жизни ребенка.

Периоды ускоренного развития тех или иных психических процессов или свойств называют сензитивными. В такие периоды дети исключительно чувствительны, восприимчивы к педагогическим воздействиям. Эту важную особенность необходимо учитывать в работе с детьми и создавать максимально благоприятные условия для развития психических процессов и свойств. Такими условиями являются, в частности, занятия физическими упражнениями. 4. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды Развитие движений до момента рождения (в пренатальном периоде). Первые движения у плода человека регистрируются уже на восьмой неделе развития. Затем интенсивность и количество их растет. Начиная с пятого месяца у плода формируются основные безусловные рефлексы, характерные для новорожденного. Развитие движений у плода (а затем и у новорожденного) идет по направлению от головы к нижним конечностям: сначала появляются движения в области головы, затем туловища и рук, а потом уже нижних конечностей. Двигательная активность плода снижается за месяц до рождения. В пренатальном периоде она во многом определяется состоянием матери (утомлением, эмоциональным возбуждением и др.). Существует взаимосвязь между двигательной активностью плода и ребенка в младенческом возрасте. Развитие движений до 1 года. У новорожденного существуют движения двух основных типов: а) беспорядочные, хаотические движения (Н.А. Бернштейн называл их «синекинезиями») б) безусловные рефлексы, отличающиеся строгой координацией (например, сосательный рефлекс, хватательный или ладонный рефлекс, рефлекс переступания). Примером безусловного рефлекса является также плавательный рефлекс, достигающий своего максимального проявления примерно к 40-му дню жизни: если положить ребенка этого возраста в воду, слегка поддерживая голову (мышцы шеи еще слишком слабы), он начинает выполнять плавательные движения. На этом основано обучение детей плаванию в младенческом возрасте. Известны случаи, когда дети в 10-месячном возрасте могли держаться на воде 15 минут. В дальнейшем как плавательный, так и многие другие безусловные двигательные рефлексы угасают. У детей, воспитывающихся в обычных условиях, существует определенная последовательность овладения основными движениями. Последовательность овладения основными движениями у детей младенческого возраста (средние данные по Сейдж) 1 день – поза новорожденного 1 месяц – поднимает подбородок 2 месяца – поднимает грудь 3 месяца – пытается брать предметы 4 месяца – сидит с поддержкой 5 месяцев – сидит, играя предметами 6 месяцев – сидит, играя подвешенными предметами 7 месяцев – сидит один 8 месяцев – стоит с помощью 9 месяцев – стоит, держась за мебель 10 месяцев – ползает 11 месяцев – ходит с помощью 12 месяцев – встает сам, держась за мебель 13 месяцев – ползает по ступенькам 14 месяцев – стоит самостоятельно 15 месяцев – ходит самостоятельно В отдельных случаях эта последовательность нарушается. Значительная двигательная ретардация (замедление) должна быть предметом беспокойства и обращения к врачу. Примерно до полуторалетнего возраста двигательное и психическое развитие ребенка идет параллельно.

МИНИСТЕРСТВО УКРАИНЫ ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Факультет олимпийского и профессионального спорта Кафедра теории физического воспитания, олимпийского спорта и образования РЕФЕРАТ по дисциплине: Теория и методика физического воспитания Тема: Физическое и психическое развитие ребенка (от рождения до 6 лет) Донецк 2008 План Общие, наиболее характерные закономерности физического развития детского организма Особенности развития и совершенствования функций различных органов и систем организма ребенка 2.1 Особенности формирования нервной системы 2.2 Особенности формирования опорно-двигательного аппарата 2.3 Особенности развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы 3. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста 4. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды Список литературы 1. Общие, наиболее характерные закономерности физического развития детского организма Дошкольный возраст – от рождения ребенка до поступления в школу – наиболее ответственный период развития организма и один из важнейших в становлении личности человека. В эти годы закладываются основы крепкого здоровья, гармонического нравственного, умственного и физического развития. В системе всестороннего воспитания детей дошкольного возраста физическое воспитания имеет особо важное значение. Организм ребенка в этот период быстро растет и развивается, в тоже время сопротивляемость неблагоприятным влияниям среды еще низкая, ребенок легко заболевает. Поэтому на первый план выдвигается забота о здоровье. На протяжении дошкольного возраста человек меняется так быстро и сильно, как ни в одно последующее семилетие. Деление возраста на периоды отражает ступени биологического развития и одновременно удовлетворяет требованиям воспитательного процесса в дошкольных учреждениях (Разработана НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР). Дошкольный возраст подразделяют на: новорожденный – 1- 10-й дни; грудной – 10 дней- 1 год; раннее детство – 1-3 года; первое детство – 4-7 лет. В практике дошкольных учреждений в связи с этим употребляют термины: а) младшие дошкольники (2-4 года) – 1-я и 2-я младшие группы; б) средние дошкольники (4-5 лет) – средняя группа; в) старшие дошкольники (5-6 лет) – старшая группа. Рост и развитие детей дошкольного возраста подчиняются общим закономерностям живой материи и происходят в тесном взаимодействии с внешней средой. Под ростом понимают количественные изменения в организме, происходящие за счет деления клеток, увеличения их размеров. Развитие – качественный процесс, выражающийся в совершенствовании деятельности органов и тканей. Количественные и качественные изменения протекают одновременно, но по интенсивности они не совпадают: на фоне ускоренного роста отмечается замедленное созревание и, наоборот, усиленное совершенствование функции организма притормаживает рост. Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни. Если при рождении длина тела ребенка в среднем равна 50 см., то к концу первого года жизни она достигает 75-80 см., т.е. увеличивается более чем на 50%.


Источник

Хотите стать сильнее?

В знании сила: